Для пап и мам «Воспитание без насилия»

Насилию подвергаются дети любого возраста, начиная с грудного. Иногда это происходит потому, что родители просто не знают, как вести себя в той или иной ситуации, или потому, что у них уже сформировалась модель поведения, в которой присутствует насилие. Незнание особенностей поведения и реагирования ребенка, присущих определенному возрасту, тоже способно увеличить вероятность применения насилия. Чтобы этого не происходило, родителям необходимо знать о своих детях как можно больше, а еще – понимать, чем может обернуться для ребенка жестокое обращение с ним. Маленькому ребенку очень важно знать, как себя вести, что делать в разных ситуациях, как реагировать на слова других людей и т. д. Откуда он может получить всю эту информацию? Самые главные люди для ребенка – родители, которым он старается подражать. Ученые утверждают, что ребенок не усваивает 72% словесной информации, зато усваивает другую – поведение родителей. Ребенок наблюдает, как реагирует папа, когда мама просит его что-либо сделать. Он запоминает, с каким настроением родители уходят на работу, как общаются со своими друзьями, говорят ли «спасибо» друг другу, обнимаются ли они, проявляют ли взаимное уважение.

Родителям нужно помнить:
  • Неуважение порождает неуважение, а уважение вызывает аналогичную ответную реакцию.
  • Насилие порождает насилие, а доброжелательность – мир.
  • Эгоизм порождает эгоизм, а внимание к другому оборачивается ответным вниманием.
  • Если не прислушиваться к мнению детей, они не научатся воспринимать ваше мнение.
  • Принуждение порождает несвободу, а подневольный человек вырвется из навязанных ему рамок при первой же возможности. Воспитание без принуждения и насилия требует от родителей определенных умений и навыков. Главные из них перечислены ниже.
Умение «расшифровать» поведение ребенка, чтобы понять его потребности
Если у вас есть собака, то вы, без сомнения, умеете угадывать ее желания и потребности. Когда собака идет к двери, вы понимаете, что ей нужно. Подобное поведение животного свидетельствует о неудовлетворенной потребности, а не о плохом его поведении, верно? Когда дети переходят границы дозволенного, пытаясь сообщить нам о своих потребностях, это не значит, что они «плохие». «Плохой» поступок обычно вызван какой-то неудовлетворенной потребностью. То есть скверное поведение ребенка, его капризы и проступки часто являются поиском способов общения и призывом о помощи, обращенным к родителям. Поэтому всегда надо искать причину такого поведения, которой могут быть неудовлетворенная физическая или эмоциональная потребность либо излишняя чувствительность ребенка.
Умение быть последовательными и предсказуемыми
Часто причиной капризов детей, которые, по мнению родителей, требуют наказания, являются непоследовательные поступки самих родителей. Сегодня ребенка наказывают за что-то, а завтра – уже нет, дома ему разрешают все, а в гостях – ничего. Реакция родителей на один и тот же поступок ребенка должна быть одинаковой и стабильной не менее пяти раз подряд, чтобы можно было говорить об эффективности используемого метода воспитания. В первый раз ребенок может не услышать того, что ему говорят, во второй – оглянуться, в третий – понять, что он это уже слышал, и только в четвертый или пятый раз он может как-то отреагировать.
Способность разрешать ребенку проявлять свои чувства, помогая выразить их в приемлемой форме
Часто родителям не нравится, что ребенок выражает злость, гнев и другие чувства, которые принято считать негативными. Следует помнить, что эмоции не бывают «правильными» или «неправильными», и нельзя ругать ребенка за их проявление. Но допустимо не всякое поведение. Например, мы позволяем Саше выплеснуть гнев, но не бить при этом Сережу игрушечной машинкой. Дети нуждаются в том, чтобы взрослые помогли им направить энергию в нужное русло. Можно дать ребенку кусок пластилина – чтобы месить его кулаками, газету – чтобы рвать или комкать ее, или подушку – чтобы колотить по ней, сколько душе угодно. Очень важно научить ребенка приемлемым способам выражения своего неудовольствия.
Он должен понять, что расстраиваться можно, но нельзя проявлять это неподобающим образом. Научите его словам, описывающим чувства: злой, усталый и т. д. В соответствующих ситуациях учите его говорить: «Я сердит» и т. п.

 

Эффективные методы приучения ребенка к дисциплине
Тайм-аут. Когда ребенок нapушaeт правила, родитель спокойно напоминает: «Нельзя драться». Затем он говорит: «Придется устроить тайм-аут», и отводит ребенка на заранее известное место (кресло, стул). Ребенок должен оставаться там совсем недолго: для двухлетнeгo малыша достаточно двух минут, для трехлетнего – трех. Poдителю необходимо быть рядом с ребенком, не позволяя ему уйти с этого места. По завершении тaйм-aутa ребенок может вернуться к игре, но, если он нарушит правило вновь, тайм-аут необходимо повторить. Такой способ дает ребенку возможность успокоиться и справиться со своими чувствами.
Похвала за хорошее поведение.
Плохие поступки мы всегда замечаем, а на хорошие часто не обращаем внимания, так как считаем, что они в порядке вещей, что так и должно быть. А закрепляется именно то поведение, которое родители отметили (неважно, хорошее оно или плохое). Когда ребенок ведет себя хорошо, похвалите его, скажите: «Ты очень хорошо себя вел, и я смогла быстро приготовить ужин. Спасибо тебе». Дети любят, когда родители счастливы и довольны.   
Сказка вместо наказания. Придумайте сказку, главный герой которой похож на вашего ребенка. Доведите развитие сюжета до апогея, а потом, рассказывая о поступках героя, покажите, как найти выход, как общаться с окружающими, как попросить о помощи. Помимо этого, по ходу действия можно спрашивать мнение ребенка: «Как ты думаешь, почему мальчик так себя ведет?», «Зачем он грубит?», «Почему он не слушается?» И то, что вы услышите от ребенка, поможет вам многое узнать и понять о нем, так как он, скорее всего, будет рассказывать про себя.
Извинение перед ребенком.
Извинение за собственное некрасивое поведение – один из лучших способов показать ребенку пример хорошего поведения и ответственности за свои действия. Если вы требуете, чтобы он просил прощения за плохие поступки, то почему сами должны делать иначе?

Информация взята из книги «Воспитание без насилия», Юнисеф.