К школе готов!?

Родителям на заметку

«Последнее лето детства» — именно такую формулировку я услышала от одной мамы после выпускного в детском саду. Будущие первоклашки, которым до «серьезной школьной жизни» осталось меньше двух месяцев, ждут 1 сентября с восторгом, родители, порой,  – с нескрываемой паникой. Ведь учиться на первых порах им придется вместе. Но больше всего мам и пап волнует вопрос – «Готов ли их ребенок к школе».

— В последнее время очень часто встречаешься с родителями, которые определяют готовность ребенка к школе, научив его читать  и считать. Это самое ошибочное мнение, которое может только существовать. Навыки чтения и счета являются одним из важных компонентов по расширению кругозора ребенка, но не являются основополагающими. Очень важно понять одно – необходимо развивать потенциал ребенка с раннего возраста, который впоследствии определит его психологическую готовность к школе.

— Что подразумевает под собой психологическую готовность к школе?

— Это совокупность личностной (мотивационной) и интеллектуальной готовности. Первая определяет отношение ребенка к своему новому социальному статусу, новым требованиям, адекватное отношение ребенка к своим способностям, поведению. И здесь важно понять, что личностная готовность не формируется за день-два и даже месяц. Давая ребенку знания, необходимо объяснять для чего вы это делаете, что необходимо учится и развиваться, что знания -эта дорога в будущую жизнь. И сарказм о том, что вам геометрия не пригодилась в жизни, абсолютно не уместен. Все трудности в обучении, в первую очередь, активизируют мыслительные процессы, заставляют мыслить не стандартным образом. Это позволяет не только овладеть каким-то набором знаний, но и в будущем позволяет максимально легко адаптироваться в самых сложных ситуациях.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов – это способность обобщать, сравнивать, классифицировать объекты, выделять их существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы. Это говорит о том, что у ребенка должна быть определенная широта представлений, достаточная ориентировка в пространстве, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.

Школа – это большая нагрузка. Необходимо объяснить ребенку, насколько больше ему придется уделять внимание учебе. Здесь важно не пугать ребенка предстоящими сложностями учебы, чтобы вместе с имеющимся «портфелем» знаний, он не прихватил с собой в школу еще и страх. Главное чувство, которое нужно выработать по отношению к школе — интерес. Не обязательно мучить деток и с 1.5-2х лет водить их в различные студии развития. Создайте дома самые благоприятные условия для развития ребенка. И это не обязательно дорогостоящие игрушки – включите фантазию!!! Это игры с крупами, прищепками, шнурочками, баночками, буквы и цифры расклеенные по всему дому. А самое главное, говорите с ребенком обо всем на свете: какая на улице погода, из чего сегодня на ужин салат, какие планы на вечер. Отождествляйте свою речь и как можно больше читайте ребенку — и это позволит ему накопить огромный словарный запас и создаст предпосылки для развития речевого чутья, фантазии. А также позволит создать благоприятный эмоциональный фон, доверительные отношения между ребенком и его родителями.  А вот с 3.5 -4-х лет смело ведите в развивающие студии, где ваш ребенок начнет раскрывать свой потенциал, благодаря знаниям, которые вы ему дали.

— Насколько остро стоит вопрос готовности к школе среди нынешних дошколят?

— На сегодняшний день, это очень острый вопрос. Из выпускников старших групп готовы или максимально готовы к школе 2-5 человек из группы в 20-25 человек. Хотя читать и писать из группы могут и 15-20 детей. Родители ограничиваются базовыми знаниями и полагаются только на обучение детей в дошкольном учреждении образования. Детские сады ориентированы на разностороннее обучение и воспитание, но каждый родитель должен понимать то, что воспитатель в группе один, а детей более 20. И какой бы он хороший не был, он не сможет дать им столько знаний, сколько ему хотелось бы, сколько мама и папа способны дать дома. Только совместные действия между детским садом (воспитателем, психологом, дефектологом) и родителями могут стать для ребенка «мостиком» в мир знаний и готовности наших детей к школе, будущей жизни.

— Как тезисно описать готовность ребенка к школе?

— Считается, что ребенок готов к школе, если:

* достаточные словарный запас, кругозор, умения и навыки;

* развиты память и внимание;

* становление словесно-логического мышления ( словесная регуляция поведения, умение выделять связи);

* умеет сосредоточить внимание на том, что ему неинтересно, и делать то, чего совсем не хочется;

* у ребенка нормальное физическое развитие и координация движений, в норме нервная возбудимость;

* присутствует умение общаться с окружающими людьми, адекватная реакция на поощрения и наказания;

* ребенок может проявлять самостоятельность, умение находить разные способы и пути решения без посторонней помощи, как в бытовом, так и в психологическом плане.

Учитель-дефектолог
ПЕТРУХИНА Ольга Алексеевна

Оставить комментарий