МОЛЧАЛИВЫЙ РЕБЕНОК

Именно речь является одним из важнейших показателем интеллекта, основой общения и усвоения  знаний!
Ребенок не рождается с уже сложившейся речью, он этим навыком овладевает постепенно: сначала появляются звуки, затем эти звуки складываются в слова, слова связываются между собой в предложения, и уже при помощи предложений мы учимся ясно изъяснять свои мысли.  
Но, к сожалению, иногда речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. В этом случае важно вовремя обратиться за помощью к специалистам!
Самый благоприятный период для преодоления нарушений речи – это дошкольный возраст. Не упустите его, так как по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции. Правильная, красивая, связная речь – это залог успешного обучения ребёнка в школе: овладения им навыка чтения, усвоения школьных предметов.
НА ЧТО ВАЖНО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ!
К концу ПЯТОГО месяца малыш не прислушивается к музыке, к СЕДЬМОМУ месяцу не узнает голоса близких, не реагирует на интонации, к концу ДЕВЯТОМУ у него отсутствует лепет и ребенок не может повторять за взрослым звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего – поводы для беспокойства есть и весьма основательные.
Если у ребенка с опозданием формируется все психомоторные функции (поздно сел, не ползал, ползал мало и неправильно, плохо брал игрушки, долго молчал и т. д.), констатировать нарушения речевого развития уже возможно и начинать стимулировать развитие всех отстающих от нормы функций просто необходимо, чтобы минимизировать в дальнейшем нарушения речи.
Конечно, начинать нужно с визита к грамотному невропатологу.
Первые слова у ребенка должны появиться к году, а самые элементарные фразы, состоящие из двух слов, примерно к полутора (иногда — к двум) годам. Если этого не происходит, это уже повод для тревоги!
Период до трех лет — особенно важен. Коррекционный потенциал мозга в это время огромен: взамен поврежденных клеточек мозга в работу могут включиться другие, и функции будут сохранены. Доказано, что все функции центральной нервной системы лучше всего поддаются тренировке и воспитанию в период их естественного формирования. Если же в это время создаются неблагоприятные условия, то отставание компенсируется с трудом и не полностью.
Исходя из выше сказанного, позиция некоторых педиатров, невропатологов, логопедов, считающих, что до 3-х лет можно ничего не предпринимать и не беспокоиться – не оправданна!
После 3-х лет отсутствие речи либо недостаточный уровень речевого развития ведет за собой задержку развития всех психических функций и говорит о каком-то «неблагополучии» в развитии центральной нервной системы, которое не позволяет самостоятельно запуститься речи.
Своевременная диагностика задержки речевого развития на любом из этапов формирования речи — это первый шаг на пути к выздоровлению. Иногда можно услышать: ребенок до пяти лет молчал, а потом как заговорил. Увы, чаще всего это из области фантастики.
Учитель-дефектолог
ПЕТРУХИНА Ольга Алексеевна