Родителям будущих первоклассников

«…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком». 

Л. С. Выготский

Уважаемые мамы и папы, постарайтесь учесть наши рекомендации, они помогут вашему ребенку успешно адаптироваться к школе.

Создавайте позитивный образ школы. Чтобы ребенок хотел идти в школу, в его голове должен сложиться позитивный, теплый образ. Расскажите ему про ваше школьное детство, вспомните несколько веселых историй. Покажите школьные фото и расскажите о вашей школьной жизни и одноклассниках, о школьных обычаях и правилах. Поиграйте в школу: вы — учитель, ребенок и мягкие игрушки — учащиеся. В игре задействуйте школьную атрибутику: портфель, тетради, ручки, прописи, дневник.

Хвалите своего ребенка. Похвала может принести ребенку пользу, увеличить его уверенность в своих силах, сформировать адекватную самооценку (высказывайте одобрение не только на словах, но и интонацией, мимикой, жестами, прикосновениями). Оценивайте не личность ребенка, а его действия. Если задание выполнено плохо, скажите: «К сожалению, ты сегодня не слишком старался. Видишь, как неаккуратно получилось». Ребенок, которого часто ругают или даже бьют за «плохо» сделанную работу, начинает бояться браться за любое задание, потому что заранее страшится наказания. Он будет бояться отвечать на уроке и предпочтет либо молчать, либо сказать «не знаю», лишь бы не ставить себя под угрозу.

Занимайтесь с ребёнком. Уделяйте время на развитие памяти, внимания (это основные процессы, на которых строится обучение). Просите ребенка пересказать вам фильм, книгу, что интересного было за день, обучая его давать  полные ответы (для развития памяти, речи). Пусть больше лепит, рисует, играет с конструктором, собирает пазлы (для развития мелкой моторики). Не лишним будет и посещение подготовительных занятий при школе.

Создайте условия для соблюдения режима дня.  Примерно за 2 недели до начала учебного года следует изменить режим дня ребёнка, максимально приблизить его к тому, который будет, когда он начнёт учиться. Особое внимание при этом надо обратить на сон ребёнка.

 Давайте больше самостоятельности (для профилактики неуверенности). Если ребенок допустил ошибку, попросите его найти ее самому (это первая форма самоконтроля).

 Больше беседуйте с ребёнком. Спросите ребенка, что он чувствует, идя в школу, о его положительных и негативных впечатлениях. Скажите ребенку, что чувствовать волнение несколько первых дней – абсолютно нормально, и что это испытывают все дети без исключения.

Планируйте совместный досуг. Учеба должна гармонично совмещаться с отдыхом, поэтому устраивайте ребенку небольшие праздники и сюрпризы, например, отправьтесь в выходные дни в цирк, музей, парк и т. д.

Помните, что адаптация к школе не простой процесс и происходит совсем не быстро. Первые месяцы могут быть очень сложными. Хорошо если в этот период привыкания к школе родители будут стараться поддерживать ребёнка. Если возникнут проблемы с адаптацией к новым условиям, то всегда можно обратиться к психологу.

Самое главное для первоклашки – не умения и навыки, а уверенность в своих силах и в родительской поддержке, что бы ни происходило в школе. Если вы сами чувствуете беспокойство и волнение, наверняка они передадутся и вашему ребенку. Поэтому будьте спокойны и уверенны в себе и в своем ребенке, и не позволяйте страхам омрачать это важное событие в жизни ребенка.

Педагог-психолог В.В. Зайцева